14 Июн Шаманские горы, Скульптура Олени, Стоянка Гэсэра, сопка Поющая Стрела
Изначально планировалась заметка про любимую многими в нашем городе Скульптура Олени. В очередной раз посетив достопримечательность и прогулявшись вокруг, считаю необходимым описать то, что есть рядом.
Шаманские горы
Эти горы, по моему скромному мнению, характеризует Бурятию в целом. На шести квадратных километрах мы имеем скульптурную композицию советского периода, православный крест, буддийскую ступу, археологический памятник (утраченный), мемориал в честь бурят-монгольского национального героя(добуддийская эпоха), «атрибуты» шаманизма, место для тренировки юных(и не очень) альпинистов и трассу для маунтинбайка. И всё это сопровождается невероятными видами долины Селенги, города и пригорода Улан-Удэ.
Почему горы Шаманские, географическое ли это название и правильно ли они обозначены на карте ниже — не знаю. Просто теперь, когда говорят «это у Шаманских гор», имеется ввиду эта местность.
Как добраться объяснять смысла нет. Местные и так знают, приезжие ездят по «федералке» М55. Возможно, учитывая темпы застройки, через пару-тройку десятилетий это будет каким-нибудь Парком Культуры и Отдыха «Шаманские горы» или ДНТ «Олени».
Карта достопримечательностей Шаманских гор.
Красным то, что удалось проехать на моём совсем не внедорожном автомобиле. Кроме пути от метки «Начинается тропа» до «Смотровая». Там топал ногами. Вдоль берега проехать не получится, путь преграждают справа скалы, слева река. Синим обозначены тоже дороги, но по которым можно ездить только на внедорожнике. Возможно, они являются трассами для любителей гонять на горных мотоциклетах.
По порядку.
Скульптура Олени
Скульптурную композицию «Олени»(оказывается, изначально они были изюбрями) установили ещё при СССР в 1986 году, в честь открытия моста через Селенгу. Скульптор — Геннадий Васильев, ныне уже почивший. Насколько понял, олени — потому-что на скале, разрушенной при строительстве моста, наши далёкие предки нарисовали оленя несущего на рогах солнце. С августа по октябрь 2015 года скульптуру реставрировали. Сейчас они «золотые», а не «серебрянные», как прежде.
Стоянка Гэсэра
В ста метрах за спинами оленей — комплекс «Стоянка Гэсэра», включающий в себя коновязные столбы, беседку, «оленный камень» и ещё три камня, преднозначение которых так и не смог найти. Весь комплекс дань временам, когда буддизм ещё не был основной религией Бурятии.
Гэсэр — герой бурятских и монгольских эпосов, который спустился с неба чтобы биться с нехорошими демонами. Пока гуглил, выяснил, Гэсэр останавливался ещё в нескольких местах Бурятии и там есть похожие комплексы. Недавно на стоянке появилась информационная табличка с кратким описанием.
Молодцы девчонки-амазонки!
Большинство посетителей приезжает прогуляться именно к этим двум достопримечательностям. Чувствуется широта и простор. Виды невероятные.
Особо неугомонные взбираются на гору, возвышающуюся за «Стоянкой Гэсэра», где установлен православный крест. Год или два назад, вандалы крест спилили, но кто-то его восстановил из того что осталось. Теперь он ниже, но так же виден издалека. Правее, на пригорках, видны точки-люди покоряющие вершину.
Крест.
Панорамы отсюда.
Противоположная сторона, вид на город.
Здание внизу — кафе «Эндемик». Меню как и везде(русская, бурятская кухня), цены тоже. С каждым новым заездом замечаю, машин на парковке становится всё больше. Почти в центре кадра — гора «Тологой», за которой находится известное в узких исторических кругах «Иволгинское городище».
Чуть левее, под небольшими горами — бурятское кладбище.
В Бурятии кладбища разделяются на «русские» и «бурятские». И тут речь не о разнице в погребении(порядок и правила погребения регламентированы законодательно), а в отношении к смерти и усопшим. По скорбному случаю, впервые попав на бурятское кладбище был в недоумении. Многие могилы не имеют не то что оградок, даже надгробий. Какое-то всё неухоженное и даже заброшенное.
Благо, рядом были люди, которые всё объяснили. Надеюсь, правильно понял, знающие — поправьте где ошибаюсь. Вкратце суть такова. Смерть это не конец, а начало новой жизни. Душа покидает старое тело избавляясь от его бремени, чтобы реинкарнировать и переселится в новое. Для души это практически праздник, ну или весьма знаменательное событие. Душа главное, тело — всего-лишь вместилище для души. Заботится надо о душе, а не о «отработавшем своё» теле. Поэтому предание тела земле — техническая процедура, прах к праху.
Многие буряты на кладбище бывали только в день похорон своих близких, приходить на могилу после — не принято. Причём женщины вообще на кладбище не приезжают — не положено. Даже на похоронах плакать и причитать не принято, ни к чему это, когда у души праздник. Но времена меняются и бурятские похороны всё больше обретают «европейский» вид.
Для многих будет открытием, к кресту можно доехать на автомобиле. Я не пробовал, коробку-автомат жалко. То что выглядит таким неприступным «спереди», с обратной стороны совершенно иное.
Более того, если подниматься к вершине Шаманские горы, то гора на которой стоит крест, становится пригорком.
От «Оленей» до вершины немногим более километра, но постоянно вверх. Дошли за 25 минут.
Буддийская ступа (субурган) на вершине Шаманских гор.
Помимо этого, на вершине есть живописные камни на которые легко вскарабкаться. Это и есть высшая точка этих гор.
Вид в южном направлении с камней.
Если не лезть сразу наверх, а проехать на автомобиле огибая горы «справа»(предполагаем, что едем от «Оленей») то на пути, в некотором отдалении от дороги, встретим… стол и лавки.
Насколько понимаю, это место — Обо (Обоо), служащее для поклонения местным духам. Это уже не буддизм, а шаманизм. Для иногородних и тех кто совсем «не в теме». Если присядете на лавочку чтобы попить воды, думаю, никто вас не осудит, даже местные духи. Но вот если начнёте тут шашлыки готовить (ну мало ли что может в голову прийти, а что, кострище, лавочки и стол имеются, виды замечательные), то от такого неуважения «огорчатся» и духи-покровители и люди вас за этим делом заставшие. И уж тем более не стоит что-то ломать.
На этом же кадре, вдали, чуть левее вышки ЛЭП видно что-то беленькое. «Беленькое» вблизи выглядит так.
Тоже Обо, но другого вида. На карте обозначена как «Небуддийская» ступа. Немного про Обо рассказывал в видео про Плато Тапхар. Люди принесли подношения и совершают обряд. По случайности, в день моего «путешествия» был праздник. Так и не смог узнать какой. Людей расспросами тревожить не стал.
Это уже с противоположной стороны.
Дорога направо вверх ведёт к буддийской ступе на вершине. Люди оттуда идут.
Тут, как раз, увидел наглядный пример симбиоза буддизма и шаманизма. Люди сперва поднимались вверх к буддийской ступе, а потом спускались по склону к шаманскому обо. Не все, но многие. Дело в том, что буддизм в этих краях хоть и известен около двух тысяч лет, но активно «насаждать» его начали чуть больше трёхсот лет назад. Насаждать — в кавычках, потому-что представить что-либо радикальное в буддизме просто не могу.
Пришлые буддийские ламы не стали требовать отречения местных народов от «языческих» верований и уж тем более что-то запрещать. В итоге получилось некое смешение и переплетение, говорят от которого, буддисты из других регионов планеты иногда «в шоке»(в шоке — в кавычках, потому-что представить буддиста… ну вы поняли).
Дальше без остановок поехал к южной оконечности гор в поисках горы Бык. Увидел её издалека.
Удивили искусственные посадки в её окрестностях. Но больше всего удивился, когда приехал к её подножию.
Сопка Поющая Стрела
Ехал к горе «Бык», а приехал к сопке «Поющая стрела». На картах и ресурсах, к которым обращался значилась гора «Бык», но раз амазонки сказали что «Поющая стрела»… да будет так. А вообще порадовало, девчата серьёзно подошли. На «Стоянке Гэсэра» людно и установка стенда логична, а сюда мало кто забегает, но установили всё равно. Молодцы в очередной раз.
Долина Селенги с вершины Быка… Стрелы. Южная сторона.
Шаманские горы и долина Селенги в сторону Улан-Удэ.
У местных альпинистов в социальных сетях видел фотографии с тренировочных сборов на каких-то скалах в районе Шаманских гор. Предположил что это где-то там, по дороге. И не ошибся.
Возможно под деревом те самые альпинисты и были. На этом повернул назад. Следует упомянуть что будет если с «Оленей» спуститься сразу на берег, где народ ходит.
Метров триста можно будет проехать вдоль берега. Либо по верхней дороге — вдоль гор. Моя машина ехать там не захотела на первом же подъёме. Дорога у берега заканчивается и начинается тропа вдоль, до небольшого утёса который на карте обозначен как «Смотровая».
Смотровая, потому что наверху удобная площадка и виды с этого «пригорка» тоже приятные.
В другую сторону.
Обогнув утёс по живописной тропе…
Снова выходим на дорогу.
Прошёл по ней метров тридцать и наткнулся на рыбаков. Точнее на их автомобили(такие же «не внедорожники» как у меня) и собак. То есть к берегу можно проехать либо по верху, либо обогнув горы. Вдоль берега много стояночных мест с кострищами. Полагаю в разгар сезона и по выходным тут много людей. Очень интересно узнать какая тут рыбалка.
По итогам объезд гор занял около двух часов. Пешком обойти всё не пробовал. Объяснять что тут делать и как отдыхать нет смысла. Тут давно уже все отдыхают. Радует, что недалеко от города есть такие замечательные места. Сберечь бы всё это…
Инстаграмм: @mywildsiberia
Телеграмм: t.me/mywildsiberia
ВКонтакте: vk.com/mywildsiberia
Facebook: facebook.com/mywildsiberia
Khanda
Опубликовано 19:54h, 02 июляУважаемый Sibiryak, спасибо большое! Очень интересное и наглядное описание мест возле Стоянки Гэсэра! Те места проезжала очень давно в советские времена, когда там были только олени. Оказывается, много чего там «оборудовано», т.е. и крест, и ступы. Всегда была в голове мысль — съездить туда. Вооружившись Вашим описанием надо добраться до этих мест.
sibiryak
Опубликовано 22:15h, 12 сентябряВам спасибо за отзыв!)
Жанна Чагдурова
Опубликовано 15:33h, 31 августанаткнулась на Вашу статью. Вы замечательно всё описали на 10+, как местный житель говорю. Действительно там альпинисты постоянно на горе Тологой занимаются, туда дети ходят в походы. Рыбалка обычная- сорога, окунь, щука, сом и прочее речное. В 2023 летом там отдыхали с палатками, места люди сохранили в чистоте, редкий мусор можно увидеть и то уезжая , всегда собираешь и чужой. К сожалению неандертальцы умудряются на скульптурах, камнях живописных, стендах всякие гадости писать (здесь был вася и прочий бред), и откуда они краску берут, с собой носят , чтобы пакостить… Это огорчает, тк реставрации не могут производится каждый месяц, а раз в год или 2, и эти надписи бесят всех и вызывают негативное восприятие.
Roman
Опубликовано 13:24h, 03 сентябряСпасибо Жанна! Вы тоже всё верно пишите!