Источники Иволгинского района (7 источников) • My Wild Siberia
5119
post-template-default,single,single-post,postid-5119,single-format-standard,ajax_fade,page_not_loaded,,qode-title-hidden,qode_grid_1300,qode-content-sidebar-responsive,qode-theme-ver-9.5,wpb-js-composer js-comp-ver-4.12,vc_responsive

Источники Иволгинского района (7 источников)

Первое что заметил, в Бурятии «нет» родников и ключей, но есть источники, аршаны(бур. «целебный источник») и булаг(монг. «родник, ключ»). Не знаю почему, но первые два термина практически не слышал в употреблении. Приезжие иногда путаются, когда им говорят что «едем к аршану», думают, что сейчас попрём в посёлок Аршан в Тункинском районе.

Второе, раньше в моём представлении источник, родник или ключ — это вода бьющая из земли или скалы. Максимум что можно сделать — вбить в место «истечения» трубу. Совсем «кучеряво», когда сделан сруб для наполнения водой. В Бурятии некоторые источники в этом плане просто шикарные. Обустроены целые комплексы.

Третье. Практически все источники имеют и религиозное и медицинское значение. Даже самый «скупой» родник обязательно святой и обязательно от чего-то помогает. Возможно, так сложилось исторически. В степи с водой скудно, хуже только в пустыне, и поэтому она — жизнь. Воду надо оберегать, мусорить и портить воду — последнее дело. Ну а лечебные свойства воды бесспорны. В наше время даже от простой чистой воды организм наверняка «обалдевает», что уж говорить о минеральной природной.

Источники Иволгинского района

  • Халютинский источник
  • Источник Арюун-Булаг
  • Источник Отобулаг
  • Источник Ута-Булаг (Янгажинский аршан)
  • Источник Итыгэлова
  • Источник Нооли (Ноолин)
  • Источник Уха-Толгой

В Иволгинском районе, проезжая по Кяхтинскому тракту, недалеко от трассы, можно разглядеть четыре источника. Три из которых весьма популярные.

Про Халютинские источники уже писал.

Карта Источники иволгинского района
Карта Источники Иволгинского района

Первый расположен сразу при выезде из Нижней Иволги и называется Арюун Булаг (Чистый родник). На заглавной фотографии стенд при подъезде к источнику.

На официальном сайте Иволгинской администрации написано так:

…Этот колодец-выход источника, найденного в 2008-м году и любовно названного Арюун Булаг. История у него не совсем обычная. Обоо Баян-Улаан  — единственное обоо, молебны на котором читает сам Хамбо лама Дамба Аюшеев (его еще называют Хамбын Обоо). Есть поверье, что хозяин этой горы очень могущественный и его покровительство простирается на всю территорию Бурятии, вплоть до Монголии.

…Но именно в этой местности, у подножия Баян-Улаана забил новый источник целебного аршана под названием Арюун-Булаг. О целебности этого аршана уже идет народная молва. Так, например, по словам смотрителя юрты Шагжеева А.Б. многочисленные посетители источника используют аршан для успешного лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта. География посетителей простирается от всех районов республики до Иркутска, Москвы и Санкт-Петербурга.

Вот это самое обоо, оно тут же у источника или где-то рядом? Потому-что речь идёт о горе. А самая близкая гора к источнику находится больше чем в километре от него, и сказать что источник находится «у её подножия» достаточно сложно. Хотя в Сибири километр это не расстояние…

Источник представляет из себя целый комплекс строений. Это первое.

Юрта у Арюун-Булаг
Юрта у Арюун-Булаг

Оказывается, принимает буддийский лама. Жёлтая табличка была с описанием источника. Не обратил внимания и не сфотографировал близко. Жаль. В соседстве находится сам источник и он — колодец.

Колодец у Арюун-Булаг
Колодец у Арюун-Булаг

Вот это было сложно для моего понимания.

Колодец у Арюун-Булаг
Колодец у Арюун-Булаг

Потому что по привычке, колодец — это колодец, а не родник, источник или ключ. Даже если он «выход источника», он всё равно колодец. Хотя, «святой колодец» вообще не звучит.

Чуть поодаль находится беседка. Так понимаю, место отдыха путника, наконец утолившего жажду у источника.

Беседка на источнике Арюу-Булаг
Беседка на источнике Арюу-Булаг

Есть стенд с указанием достопримечательностей Иволгинского района.

Стенд на источнике Арюун-Булаг
Стенд на источнике Арюун-Булаг

Обрадовался увиденному «Обоо Чингисхана». Про него не знал и сразу захотелось туда поехать, но после того как увидел «Мемориальный комплекс Д.Д. Итигэлова» возле Иволгинского дацана… доверие к стенду пропало. Может там другой мемориальный комплекс, но дом на картинке шибко похож на увиденный у другого источника, речь о котором пойдёт в конце статьи.

Осталась четвёртая достопримечательность источника Арюун Булаг… и я не знаю что это.

Камень у Арюун-Булаг
Камень у Арюун-Булаг

Камень интересной формы с искусственными узорами.

Камень у Арюун-булаг (в лицо)
Камень у Арюун-булаг (в лицо)

К сожалению, никакой информационной таблички рядом не увидел. Очень похоже на атрибут, который держат в руках буддийские ламы при совершении обрядов. Только металлический, намного меньшего размера, умещающийся в ладони. Надо обязательно узнать как это называется.

Как уже писал, «рядом» с источником есть гора. В Wikimapia и ещё на нескольких ресурсах она обозначена как Тобхор-Обо. Она ли Баян-Улаан пока не знаю. Другие горы ещё дальше. 

Гора Тобхор Обо
Гора Тобхор Обо

На ней видно что-то беленькое и мы сразу понимаем что это буддийская ступа, а также… то, чего видеть и фотографировать наверное нельзя. Но так как «это» не спрятано и видно всем, будем надеяться что можно.  Доехать можно с правой стороны  на автомобиле по дороге в Тапхар.

ступа на тобхор обо

«Домик» скорее всего молельня. Внутри маленький алтарь. Судя по обустройству, ступа «популярная» и тут часто бывают буддийские служители.

Добро с кулаками

Понравился этот кадр, назвал «Добро с кулаками». За горой находится воинская часть, обозначена даже на Wikimapia как «позиции радиолокационной роты».

Источник Отобулаг

Следующий источник — самый «скромный» на пути и находится за деревней Ключи. Тоже сразу при выезде. Встречал названия «радоновый источник» и «ключ Станционный», возможно он и есть «Источник Отобулак». С трассы выглядит так.

источник за ключами

Немного поближе…

Источник за ключами близко

Скромно, но даже здесь обустроен сам ключ и место для отдыха. Никаких табличек или описаний. Вода холодная и на вкус показалась несколько «тяжеловатой».

Янгажинский аршан. Аршан Ута-Булаг.

Самый большой комплекс имеет источник «Янгажинский аршан Ута-Булаг». Это уже около 40 км. от Улан-Удэ.

Поворот на Ута-Булаг

Вообще-то, данное место можно назвать не комплексом источника, а лечебной турбазой.

Ута-Булаг

Есть домики для проживания, столовая-кафе, ванный комплекс(в одном из домиков установлены ванны в которые по трубам поступает вода из источников).

На «проходной».

У ворот ута булаг

Информационный стенд у ворот.

Стенд на источнике Ута-Булаг
Стенд на источнике Ута-Булаг

Сначала запереживали, что вход на территорию платный. Но оказалось, для того чтобы испить или набрать воды никакого разрешения спрашивать не надо. Удивило, что источник после захода солнца беспокоить не надо. По плану стало понятно, 12 источников на самой территории, 13-й и 14-й за ней, а 15-й и 16-й вообще с другой стороны трассы. Кстати до 15-го и 16-го так и не добрались.

У входа касса. Подошёл на обратном пути просто чтобы сфотографировать. Это к тому, что на территорию прошли спокойно, никем не остановленные.

Касса ута булаг

До 1-11 шли по выложенной дорожке предварительно прочитав приветствие администрации.

Дорога к 112 и приветствие

Поздоровались с «встречающими».

Скульптуры на источнике Ута-Булаг
Скульптуры на источнике Ута-Булаг

Спуск к 11-ти источникам Ута-Булаг.

у первых 11 источников

У каждого родника табличка с его порядковым номером.

Третий и четвёртый источник Ута-Булаг
Третий и четвёртый источник Ута-Булаг

И вот тут у меня вопрос, как в грунте, в двух метрах, может течь вода и иметь при этом разные свойства? Третий не питьевой, хорош для зрения, а четвёртый питьевой и для лёгких. Сперва подумал, может это такой маркетинговый ход, для привлечения. Но литература советского периода тоже говорит о существовании шестнадцати источников. А ведь тогда слово «маркетинг» даже не знали. Пробовал определить по вкусу, но к тому времени столько воды было выпито, что делать какие-либо выводы уже не мог.

(Спустя два года побывал на Шумакских источниках и самостоятельно убедился что такое возможно. Там не только вкус воды отличался, но и температура имела ощутимую разницу. Причём выходы воды были в полуметре друг от друга.)

В этой низине находятся первые одиннадцать источников. Двенадцатый на противоположной стороне и «не работал». Возможно пересох и его пытаются раскопать.

12й источник ута булаг

Тринадцатый и четырнадцатый находятся примерно в километре от комплекса. И к ним лучше ехать на машине по степной дороге. Мы пошли пешком.

источники 13 и 14 ута булаг

Указатели в наличии, не потеряетесь. В остальном — всё то же самое.

Источнике Итигэлова (Аршан Улзыта)

Следующий и последний на нашем пути был Аршан Улзыта, но я о нём узнал  как о Источнике Итигэлова.  Находится недалеко от села Оронгой. На трассе тоже есть указатель.

указатель источник итигэлова

На указателе значится «Целебный источник XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова».

Ориентиром может служить АЗС с левой стороны, если ехать из города (не сфотографировал).

Это тоже комплекс, но с акцентом скорее не на сам источник, а на личность буддийского святого.

источник итигэлова
колодец итигэлова

Кстати, тут тоже колодец. Табличка на входе позабавила — «Женщинам вход запрещен«

Предупреждение на колодце итигэлова

Есть ещё заповедные места…

Если без шуток, то было любопытно смотреть как женщины, вне зависимости от национальности, становились с тарой у стола и просили мужчин набрать воды из колодца. Те, разумеется, набирали. Никто запрет не нарушал. У кого не пытал причину, по которой женщинам к источнику нельзя, объяснить так и не смогли. Уже сталкивался с ситуациями когда женщинам какие-то святые места посещать не рекомендовалось, но чтобы вот так категорично…

По пути обхода территории источника следующее строение — Дом музей. Вход свободный.

музей итигэлова

Именно это строение имел ввиду, когда разглядывал стенд на Арюун Булаг. Видно, что дом ветхий. Возможно, его откуда-то привезли и для сохранности построили над ним пагоду. Внутри можно почитать разное интересное.

внутри музея итигэлова

Похоже на алтарь.

алтарь музея итигэлова

И «кресло». Полагаю, присаживаться на него не надо.

кресло в музее итигэлова

Следующее строение… не знаю как называется. За стеклом скульптура Его Святейшества.

скульптура итигэлова

И буддийская ступа рядом.

ступа у источника итигэлова

Может потому-что притомился за поездку, но вода из этого источника показалась самой вкусной. Также, на этом источнике было наиболее людно. Повезло приехать в тот момент, когда никого небыло и можно было спокойно фотографировать. Когда уходили, на импровизированной стоянке было около двадцати машин и подъезжали ещё.

Завершили мы поездку в позной, или, как сейчас принято говорить, в буузной. Про это хотелось бы упомянуть отдельно. Больше десяти лет назад, приехав в Улан-Удэ и отведав поз (тогда ещё всюду были «позы», про «буузы» не слышал), естественно, был ими пленён. Но друзья-товарищи объяснили, что если хочу попробовать «настоящих», то ехать надо непременно в Оронгой. «Оронгойские позы» самые большие, самые вкусные в Бурятии и делаются, как и должны, непременно из рубленного мяса, а не фарша. Так вот на трассе, есть «пятак» с несколькими позными. В этот раз насчитал восемь.

Оронгойские буузы

Примечательно, что до самого Оронгоя ещё «пилить и пилить», но именно это место подразумевается, когда едут откушать «Оронгойских поз».

Для тех кто не «в теме», вкус поз ещё зависит от количества мясного бульона внутри, образовавшегося при варке. Именно поэтому есть их лучше руками, сперва надкусывая край и выпивая весь бульон. (Сын ест вилкой. Протыкает позу и выливает бульон на тарелку, не желая его употреблять. Глядя на это, я обычно молчу, но в душе мрак и пустота…)

Поз из рубленного мяса я там так и не поел. Не смотря на это, позы действительно большие, вкусные, в тонком тесте(такая особенность, а не из-за экономии) и с большим количеством бульона. По цене — дешевле чем в городе(42 против 45 рублей). Не могу сказать что разница огромная, но заглянув спустя неделю после поездки на обед и заказав блюдо в одной из позных города, было странное ощущение, будто чего-то «недодали». И вкусно и на месте всё, но не то…

В итоге поездка получилась на ура. Выехали из города в 15.00, вернулись уже в 21.00. Сожалел что не увидел 15-й и 16-й источник Ута-Булаг. Зато увидели змею. Не могу найти в интернетах что за вид.

Змея

Делала «бл-л-л-л-л» языком и дрыгала хвостом как гремучая. Близко к ней не подходили, только пошумели, чтобы с проезжей части уползла.

И полакомились поспевшей дикой красной смородиной.

красная смородина

Получилась познавательное и интересное приключение, чего и вам желаю. Хорошего отдыха!

Сейчас про ещё два. Добавил их на карту.

Источник Ноолиин (Нооли)

В первую очередь заедем на источник Ноолиин и для этого устремимся к селу Хурамша. Когда ехал в крайний раз, там вовсю ремонтировали дорожное полотно трассы.

Кстати, да, на указателе — «ХурУмша». Дорожной службе виднее. На полпути к селу будет беседка, символическая коновязь и информационный стенд.

«Добро пожаловать в Гильбиру» —  потому-что поселение Гильбиринское состоит из трёх сёл, Гильбира, Хурамша и Кокорино с административным центром в Хурамше. Горы на горизонте — южная оконечность хребта Хамар-Дабан. Тут он начинается, ну или заканчивается, это уж кто с какой стороны смотрит. Кстати, Хурамша у нас ещё известна своими овощами. Недалеко от съезда на трассе есть пятак с ларьками, где местные летом и по осени продают урожай. Здоровые у них тут у всех огурцы и крепкие помидоры.

Пока читал разное про эти места, узнал что тут родился Ленхобоев Галдан Ленхобоевич. Фамилия показалась знакомой. Она упоминалась в книгах Алексея Павловича Окладникова, выдающегося историка и археолога. В них Галдан Ленхобоевич фигурировал как местный краевед, знаток фольклора, помогавший Алексею Павловичу в различных археологических экспедициях. В книге «История и культра Бурятии» есть глава «Летопись острой сопки. Мой друг Галдан». А потом даже документальный фильм нашел «Наш друг Галдан» 1980 года, где А.П. Окладников рассказывает про Ленхобоева Г.Л. Ссылка на Ютуп.  (А ещё пару дней назад книгу купил, «Галдан Ленхобоев: благословенная судьба»)

Заинтересовался жизнью этого человека и был ошеломлён.

Галдан Ленхобоевич Ленхобоев родился в 1907 году в селе Хурамша. Исследователь и практик тибетской медицины (по рассказам современников, были дни когда принимал до 400 человек), был депутатом райсовета и горсовета нескольких созывов, член Географического Общества СССР (помощь археологическим экспедициям), член союза художников СССР (скульптуры и картины, участие в союзных и международных выставках), заслуженный рационализатор РСФСР (около 200 рационализаторских предложений на заводе «Электромашина», на котором проработал модельщиком больше 30 лет). Принимал участие в лечении маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова. В гости к нему приезжали Мстислав Ростропович и Галина Вишневская.

Живешь и надеешься хоть что-то толковое сделать за отведенный тебе срок, а тут человек в одну жизнь несколько вместил.

Вернёмся к источникам. Задача проехать Кокорино и оказаться у северной окраины Хурамши. Вот аккурат за вышкой ЛЭП видна гора, которую надо объехать. Ориентиром будет буддийская ступа слева на пригорке.

Если поехать по дороге перед горой, то окажемся на Гильбиринском водохранилище, с которого пути на источник нет.

Ступа и дорога за деревом.

Объезжам гору и снова выезжаем к реке, оставляя позади водохранилище.

До источника 9 км. Дорога одна, заплутать не получится.

Когда впервые сюда приехал, подумал — это какое-то поселение. Решил заехать спросить где тут источник искать. У ворот меня встретил, как оказалось, хозяин этого поселения. Представился Самбу и сказал что тут источник и есть. Строго поинтересовался зачем я сюда приехал, а когда узнал, так же строго усадил за стол и стал угощать чаем. Рассказал что сам местный, что земля его предков и тут он обустраивает домики отдыха. Делает всё на собственные деньги и сам, поэтому дело идет медленнее чем хотелось бы. Источник расположен за домами в низине.

Описание источника.

Источник «лёгочный». Самбу рассказал что у него есть «клиенты» которые приезжают сюда регулярно. В основном это спортсмены и профессорско-преподавательский состав. Сперва не понял почему преподаватели, потом дошло — им же разговаривать много приходится. Горло и верхние дыхательные пути — это их профессиональное.

Есть домики, есть баня, юрта, сейчас достраивает столовую. Электричества нет, точнее только от генератора. Полное единение с природой. Жаль телефонная связь есть. Небо ночью должно быть шикарное, не засвеченное. Попить или набрать воды — бесплатно. Есть желание заселится, его телефон: 8-924-650-81-08. Кстати сказал что зимой источник не замерзает. Когда в крайний раз заезжал, дорога была лучше, оказалось грейдером поправили.

Источник Уха-Толгой

Далее источник Уха-Толгой. Его историю и описание можно прочесть тут. Я ехал через Хурамшу мимо Карасиного озера. Можно и по лесовозной дороге обозначенной на карте синим. На трассе отворот перед мостом через реку Оронгой. Но опишу как сам ехал, а вы уж решайте как будет удобнее.

Едем вдоль гор. Проезжаем мимо святого места, к сожалению не знаю как называется.

В какой-то момент углубляемся в лес. Не сфотографировал. Но потеряться не получится, потому-что все полевые дороги упираются в ту самую лесовозную.

Специально взобрался на пригорок чтобы сфотографировать общий вид пути.

Справа у гор еле заметна Хурамша. Дорога на аршан слева внизу за деревьями. Источник с этого же пригорка.

И лесовозную дорогу слева видно и сам источник. Тут тоже домики. И ванный «комплекс».

За домом большой бак с встроенной дровяной печкой, от неё в дом по трубам поступает вода. Это в помещении.

Источник «опорно-двигательный, почечный и женский», лечатся приемом ванн. Сам источник и желоб по которому вода в бак поступает.

Скромно, но всё аккуратно и чисто. Вот только никто меня тут не встречал и чаем не поил. Халява-халявой, но люди старались, строили, ухаживали. Хозяева, повесьте объявление с номером телефона за стекло, чтоб знать к кому обратиться. Тут в комментариях напишите, обязательно укажу.

Обратно выезжал по лесовозной дороге. Гравийка, но хорошо укатанная. Есть там при выезде на горе ещё одно святое место. Тоже названия не знаю и спросить было не у кого.

На этом всё. Хорошего отдыха и не болейте.


Инстаграмм: @mywildsiberia
Телеграмм: t.me/mywildsiberia
ВКонтакте: vk.com/mywildsiberia
Facebook: facebook.com/mywildsiberia

7 комментариев
  • Алена
    Опубликовано 19:36h, 12 сентября Ответить

    Как хорошо вы пишете, и так уважительно. Очень интересно и на душе приятно 🙂

    • sibiryak
      Опубликовано 22:13h, 12 сентября Ответить

      Спасибо! Рад что понравилось)

  • Татьяна Заятовна Барадиева
    Опубликовано 13:00h, 19 июня Ответить

    Спасибо! очень познавательно, хотя многое мне известно. Добавлю,что женщинам. особенно детородного возраста (месячный цикл), нельзя осквернять любые водные места! и входить в дацан! (в эти цикловые дни). У нас мужчины — алмазы (эрдэни)! чистые существа.

    • sibiryak
      Опубликовано 21:03h, 05 июля Ответить

      И вам спасибо!

  • Лариса
    Опубликовано 15:43h, 09 августа Ответить

    Побывала я только на источнике Итигэлова ДД.Все скромненько,зайдя в дом музей,где он жил,когда собирал травы,представляла его быт.Было на душе тепло и грустно.Тепло,что он жил для людей,а грустно от того,что очень мало информации об этой воде из колодца.Хотелось бы информации от учёных,врачей.Диабет неизлечим,а тут пишут,что вылечивает.Или надо верить сильно Итигылову,когда пьешь эту воду

  • Дмитрий
    Опубликовано 20:08h, 30 июля Ответить

    Спасибо за расказ, !

    • Roman
      Опубликовано 10:20h, 31 июля Ответить

      Рад если понравилось и было как-то полезно!

Отправить комментарий