My Wild Siberia | Ацагатский аршан
5683
post-template-default,single,single-post,postid-5683,single-format-standard,ajax_fade,page_not_loaded,,qode-title-hidden,qode_grid_1300,qode-content-sidebar-responsive,qode-theme-ver-9.5,wpb-js-composer js-comp-ver-4.12,vc_responsive

Ацагатский аршан

Кое-что из истории Ацагатского дацана упоминал в статье про Харашибирские столбы. Здесь речь пойдет о Школе тибетской медицины открытой у Ацагатского Аршана.

«В этих ваших интернетах» есть книга. По названию можно скачать PDF-файл.

Цитата оттуда:

В год курицы, в начале летнего месяца змеи 13-го числа при присутствии 30 лам в Ацагатском аршане проведено молебствие А. Доржиевым — цанид хамбой, им же дано пожелание и подаре­но 11 рублей и вручен белый шелковый хадак.
Основание: НА РБ ф. 643, оп. 1, д. 9.
 
   История школы тибетской медицины при Ацагатском аршане имеет неразрывную связь с Шолотским дацаном, с именами его учредителей Ч. Иролтуевым и А. Доржиевым. Местность Ацагатский аршан служила летней резиденцией лам Шолотского дацана. Основанная здесь лечебница выросла до крупного медицинского центра Забайкалья, широко известного и за ее пределами.
   После пятнадцатилетнего пребывания во главе бурятских дацанов Хамбо-лама Ч. Иролтуев, оставив эту должность по бо­лезни, в 1911 году вернулся в родные места, в родовое кочевье семьи Иролтуевых, в местность Ацагатский аршан. С прибытием Ч. Иролтуева Ацагатский аршан становится притягательным местом, так как он, как прославленный лекарь по тибетской медицине, пользовался в народе большой популярностью, люди беспрерывно шли к нему, как «уһанай урасхал шэн-ги» (как ручьи стекались).
   За сравнительно короткий срок на месте пребывания Ч. Иролтуева образуется лечебница, которая стано­вится медицинским центром для бурят всей Хоринской долины, приезжают сюда ламы-медики из отдаленных дацанов, таких как Тункинский и Агинский, за лекарствами и рецептами Основную роль в организации, безусловно, играл имеющийся источник, аршан, с чистой ключевой водой, с минеральными соля­ми.»
   Чтобы посмотреть на это чудесное место, едем до Нарын-Ацагата. Чуть больше 60 км. от Улан-Удэ. Ехал около часа.
Вид на село с возвышенности.
Трасса справа, нам налево, мимо Ацагатского дацана, по грунтовке к горам. При съезде с трассы можно увидеть указатель.
Действительно, искать надо пионерлагерь «Чайка». И, если что, спрашивать дорогу у местных надо именно до лагеря, а не до аршана. Шансов что поймут о чём речь гораздо больше. По пути попадётся ещё один указатель на развилке.
Едем прямо, к горам. И, если путь был выбран верный, подъезжаем ко входу в лагерь.
  Добрые люди подсказали, что всегда есть сторож, который и может привести к источнику. Но «добропожаловали» меня только собаки своим лаем. Сфотографировал информационный щит слева у входа. Из которого стало понятно почему на месте бывшей буддийской лечебницы уже много лет пионерский лагерь.
   Так как уезжать ни с чем не хотелось, решил осмотреться. Слева от центрального входа в лагерь есть беседка.
Заметил много следов идущих вдоль забора, в обход территории лагеря. Решил свернуть «за угол». Прошелся вдоль ограждения по следам и о чудо, увидел заветную калитку.
Собственно отсюда уже виден домик построенный для источника.
  Источник обустроен, но видимо давно. Вода течёт прямо из под домика. Каюсь, бесцеремонно заглянул внутрь. Ничего особенного, но видно что фундамент уже обвалился.
В вышеупомянутой книге, в приложении, есть правила посещения святых источников (аршанов). Считаю необходимым привести их здесь. Речь о горячих источниках, но и в данном случае кое-что можно почерпнуть.
СОВЕТЫ И НАСТАВЛЕНИЯ ЭМЧИ-ЛАМ О ПОЛЬЗЕ АРШАНА:
— Использование горячих источников ~ очищ ает человека, «бузар арил-гаха», способствует долголетию, улучш ает цвет лица.
— Различные язвы, раны, порезы, болезни в почках, болезни крови «һу-даһанай убшэн», такж е заболевания суставов «ш ара уһан», женские гине­кологические заболевания «Хии ш ара бадаган», «.хулганһдн яр», высокаятемпература, — излечиваются при помощи горячих минеральных ванн.
Время приема ванной — предпочтительно весной и осенью, в начале месяца, рано утром, на горячий пар.
Правила приема ванной:
— Следует повернуться к благоприятной стороне света при приеме ванны, необходимо принимать ванную нечетное количество раз — это 3, 7, 21. Когда принимаеш ь первый раз ванну, необходимо верить, внушать, читать молитвы. После принятия ванн — «юроол табиха», благопожела-ния в адрес свящ енного источника.
— Если принимать одновременно лекарства от внутренних заболеваний и горячие ванные, то это принесет несомненную пользу. 
— Необходимо подставлять под струю источника, аршана «сорготой саба» голову, плечи, груди.
— Во время приема ванны необходимо капать на глаза,
— При заболевании — холодную воду не пить, не мерзнуть, не есть перед сном, остерегаться простуды при выходе с ванной.
— Не есть перед сном, береги себя, не мерзни, воздержись от пищи, тогда избавиш ься от болезней.
Основание:
БН Ц , рукописный отдел, ф. Г. Нацова, оп. 2, д. 54, лл. 1— 5, 1930 г., июнь 16 числа.
   Одно из мест с интересной историей и красивыми пейзажами. Съездить посмотреть одно удовольствие. Очень рекомендую. Хорошего отдыха.
Комментариев нет.

Отправить комментарий